Для цитирования:
Богомолов А. С. Анализ путей возникновения и предотвращения критических сочетаний событий в человекомашинных системах // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Математика. Механика. Информатика. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 219-230. DOI: 10.18500/1816-9791-2017-17-2-219-230, EDN: ZEVXCJ
Анализ путей возникновения и предотвращения критических сочетаний событий в человекомашинных системах
Предлагаются модели, методы и алгоритмы для анализа процессов развития и предотвращения критических сочетаний событий различного рода, приводящих к авариям и катастрофам в человекомашинных и организационных системах. Критические сочетания представляют собой комбинации событий, которые по отдельности относительно неопасны, но в совокупности приводят к аварии. В техногенных системах такими событиями являются отдельные ошибки операторов, отказы техники и неблагоприятные воздействия внешней среды. Для исследования таких сочетаний и определения мер по их предотвращению используются подходы вероятностного анализа безопасности, строятся логические деревья, минимальные сечения которых рассматриваются как модели критических сочетаний событий. Для минимальных сечений строятся графы событий и системы дифференциальных уравнений, из решений которых можно определить вероятность реализации того или иного минимального сечения, а также интенсивность мер по снижению этих вероятностей, которые следует предпринимать на различных интервалах времени для данной системы. В качестве примера анализируются ситуации, связанные с возникновением критических сочетаний событий, приводящих к пожарам в двигателе двухмоторного воздушного судна и его последующей аварийной посадке.
- Новожилов Г. В., Неймарк М. С., Цесарский Л. Г. Безопасность полета самолета. Концепция и технология. М. : Машиностроение, 2003. 144 с.
- Резчиков А. Ф., Богомолов А. С. Критические сочетания событий — причины аварий в человеко-машинных системах // Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD’2015) : тр. 8-й междунар. конф. : в 2 т. М. : ИПУ РАН, 2015. Т. 1. С. 130–135.
- Новожилов Г. В., Резчиков А. Ф., Неймарк М. С., Богомолов А. С., Цесарский Л. Г., Филимонюк Л. Ю. Проблема критических сочетаний событий в системе «экипаж — воздушное судно — диспетчер» // Полет. 2015. Вып. 2. C. 10–16.
- ГОСТ 27.31-95 (МЭК 812-1985). Надежность в технике. Анализ видов, последствий и критичности отказов. Основные положения. М. : Изд-во стандартов, 1997. 12 c.
- Острейковский В. А., Швыряев Ю. В. Безопасность атомных станций. Вероятностный анализ. М. : Физматлит, 2008. 352с.
- Руководство по управлению безопасностью полётов (РУБП). Документ ИКАО Doc 9859 AN/474. Изд. третье /Международная организация гражданской авиации, 2013. URL: http://www.aviadocs.net/icaodocs/docs/9859_cons_ru.pdf (дата обращения: 15.02.2017).
- Руководство P-4761 по методам оценки безопасности систем и бортового оборудования самолетов гражданской авиации / Авиационный регистр. Межгосударственный Авиационный Комитет. М. : Авиаиздат, 2010. 265 с.
- Расследования Межгосударственного авиационного комитета (МАК). URL: http://www.mak-iac.org/rassledovaniya/ (дата обращения: 23.10.2016).
- Резчиков А. Ф., Твердохлебов В. А. Причинно-следственные комплексы как модели процессов в сложных системах // Мехатроника, автоматизация, управление. 2007. Вып. 7. С. 1–9.
- Резчиков А. Ф., Твердохлебов В. А. Причинно-следственные комплексы взаимодействий в производственных процессах // Проблемы управления. 2010. Вып. 3. С. 51–59.
- Шоломов К. И. Комплекс программ моделирования и анализа критических сочетаний событий на основе построения и обработки динамических причинно-следственных деревьев // Математические методы в технике и технологиях – ММТТ-28. Саратов : Изд-во СГТУ им. Гагарина Ю. А., 2015. С. 300–304.
- Rezchikov A., Kushnikov V., Ivaschenko V., Bogomolov A., Filimonyuk L., Kachur K. Control of the air transportation system with flight safety as the criterion // Automation control theory perspectives in intelligent systems : Proc. 5th Computer Science On-line Conference 2016 (CSOC2016). Vol. 3. Shpringer Intern. Publ., 2016. P. 423–432. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-33389-2_40.
- Rezchikov A., Dolinina O., Kushnikov V., Ivaschenko V., Kachur K., Bogomolov A., Filimonyuk L. The Problem of a Human Factor in Aviation Transport Systems // Indian Journal of Science & Technology. 2016. Vol. 9, iss. 46. P. 16–20. DOI: https://doi.org/10.17485/ijst/2016/v9i46/107351.
- Kushnikov V. A., Rezchikov A. F., Tsvirkun A. D. Сontrol in man-machine systems with automated correction of objectives // Meitan Kexue Jishu. 1998. Vol. 26, № 11. P. 168–175.
- Адамович К. Ю. Математическая модель для прогнозирования значений показателей безопасности транспортной системы // Математические методы в технике и технологиях – ММТТ. Саратов : Изд-во СГТУ им. Гагарина Ю. А., 2015. № 6 (76). С. 146–151.
- 1283 просмотра